ГлавнаяМатеріалиСтаттіПол Маккартни - Run Devil Run

Пол Маккартни - Run Devil Run

20 липня 2014 - Администратор

Журнал «Салон Audio Video», 01.01.2000

Автор: Елена Савицкая

Перед Полом Маккартни снимают шляпу даже самые ярые противники рока. Его сочинения ставятся в один ряд с произведениями крупнейших композиторов ХХ века, удостаиваются сравнения с творениями Шуберта и Моцарта, а по популярности сир Пол обгоняет их обоих в компании с Бахом. Солнечный гений Маккартни, его сильнейший композиторский дар, его хрупкая лиричность, мягкий юмор, очаровательная патриархальность и легкая наивность не могут оставить равнодушными никого. Не стоит, наверное, вспоминать, сколькими наградами-званиями осияно имя Пола в анналах поп-культуры, протоколировать, сколько раз перепевалась его знаменитая «Yesterday», подсчитывать количество заработанных Полом денег (немалых)... Факты и цифры меркнут перед бесконечным обаянием его мелодий, где каждая нота, каждая фраза - словно бриллиант, и вместе они сливаются в такое драгоценное, и в то же время такое естественное, словно природой созданное целое. Каждый перебор его акустической гитары заставляет сердце трепетать. Музыка Маккартни дарит нам тепло, она наполняет душу добротой, а дисгармоничный окружающий мир хоть на минуту делает светлым и сказочным.

Когда мы слушаем Маккартни, то чувствуем себя немного детьми, так же, как и он кажется нам в чем-то вечным ребенком; когда мы слушаем Маккартни, каждый из нас ощущает себя влюбленным, так же, как и сам маэстро навеки вдохновлен любовью к своей далекой, далекой возлюбленной. В любви к Линде Пол признавался почти в каждой балладе, и делал это просто и безыскусно. Сейчас уже нет смысла спорить о вкладе Линды в сольное творчество Пола, о ее деятельности в составе группы Wings, ведь ясно одно - без нее на свет не родились бы «Lovely Linda», «Junk», «Bluebird», «Silly Love Songs», «No More Lonely Nights», «Only Love Remains», «Press», «Little Willow», «Beautiful Night»... Воспевая любовь, верность, скромные прелести домашнего очага и матушки-природы, Маккартни словно бы отходил в сторону от бунтарских рок-идеалов, но на самом деле поднимался над ними. Он обращался к всеобщим, непреходящим понятиям и ценностям, становился близким, дорогим людям всех возрастов и поколений.

Однако любовная тема, балладность - лишь одна сторона дарования Маккартни, пусть даже самая яркая. Другая линия - это юмор, шутка, музыкальная «льюис-кэрроловщина», изящный гротеск. И если в текстах баллад Пол предпочитает не удаляться далеко от древнего, как мир, и каждый раз ошеломляюще нового «I love you», то в своих jokes Маккартни - поэт предстает автором прелестной «игры словесами», творцом волшебных образов, вереницей уходящих в английскую литературную традицию и национальный фольклор. В музыке мы встречаемся с преломлением различных жанров: маршей, полек, рэгтаймов, буги-вуги, скиффл... И наконец, третий столп, на котором стоит Маккартни (как и вся рок-культура вообще) - это, конечно, старый добрый рок-н-ролл, любовь к которому Пол пронес через всю свою жизнь, пламя которого не погасло в его сердце и поныне.

Говорить о творчестве Маккартни как о творчестве сольном, пожалуй, можно было бы уже во времена поздних The Beatles, когда индивидуальные манеры Маккартни и Леннона полностью сформировались и двойное авторство композиций указывалось скорее по инерции (или по коммерческим соображениям). Безусловно, Джон и Пол настолько органично дополняли друг друга, что в своих сольных проектах, как показалось поначалу, предстали «оголенными», словно каждому из них чего-то не хватало (Полу - остроты, ироничности, интеллектуальности Джона, Джону - нежности, отточенности, шарма Пола), но... каждый пошел своим путем. Личная карьера Маккартни постбитловского периода началась в 1970 году альбомом «имени себя». Эта карьера, конечно, знала свои «апы» и «дауны», но в целом была весьма успешной и ровной. Были в его судьбе и повороты, которые можно назвать «крутыми-: например, роспуск в 1980 году группы Wings (просуществовавшей к тому моменту уже 9 лет) и желание поставить на своем пути как бы новую точку отсчета, озаглавив очередной альбом попросту «McСartney-2» (увы, его-то многие поклонники считают неудачным, перенасыщенным электроникой). И все же, экспериментируя с различными стилями, входящими и выходящими из моды (такими, как диско, фанк, электро-поп), сотрудничая со многими музыкантами (среди них - Майкл Джексон, Стиви Уандер, Дэвид Гилмор, Элвис Костелло, Тревор Хорн, Митчел Фрум и др.), обращаясь к возможностям симфонического оркестра, увлекаясь синтезаторами, Маккартни оставался верен себе, каждый раз возвращаясь к столь характерной для него рафинированной камерной лирике и рок-н-роллу. И даже не вехами, а путеводными звездами на этой дороге сияют такие шедевры, как «Ram» (1971), «Band On The Run» (1974), «Wings At The Speed Of Sound» (1976), «London Town» (1978), «Pipes Of Peace» (1983), «Flowers In The Dirt» (1989), «Off The Ground» (1993), «Flaming Pie» (1997) и др.

После смерти Линды Пол долго не мог петь. Но свет ангела-хранителя продолжал гореть, и именно он подвигнул Пола вернуться к творчеству. Ведь это была идея Линды - выпустить альбом «традиционных» рок-н-роллов из числа тех, что Пол никогда раньше не записывал (конечно, отечественные фэны помнят, что подобная идея раз уже воплощалась в альбоме «Снова в СССР», выпущенном эксклюзивно фирмой «Мелодия», но сегодня сир Пол Маккартни предпочитает не вспоминать об этом диске). Мысль же Пола заключалась в том, чтобы выразить свое восхищение духом рок-н-ролла, которое он испытывал в юности, и при этом воссоздать ту необыкновенную атмосферу, которая царила на ранних звукозаписывающих сессиях The Beatles. Определенную сложность представляло то, что несколько из отобранных Полом композиций сохранилось лишь в его памяти да в виде сделанных давным-давно набросков; большинство песен оказались незнакомыми даже музыкантам аккомпанирующего состава (ведь для «Run Devil Run», в отличие от «Снова в СССР», были избраны вещи гораздо менее хитовые, можно сказать, раритетные). Но, невзирая на это, в одно прекрасное утро понедельника ушедшего уже года (и века), в студии 2 на знаменитой Abbey Road собралась группа в составе: Пол Маккартни - бас, вокал, Дэйв Гилмор - гитара, Мик Грин (Johny Kidd & The Pirates) - гитара, Ян Пэйс - барабаны, Пит Уингфилд - клавишные (а также Дэйв Мэттекс - барабаны и Джерант Уоткинс - клавшиные), и работа началась.

О звукозаписывающих сессиях ранних The Beatles Пол вспоминает как об образце порядка и дисциплинированности: в студию музыканты являлись в десять утра, в 10.20 уже были настроены гитары и включена аппаратура, затем в течение трех часов писалось две песни, затем перекус, затем за три часа еще две песни и т.д. Причина такой спешки была проста и банальна: нехватка денег и студийного времени. Это позже в студиях начали репетировать, экспериментировать, сочинять и переделывать... В записях «с лёту» была своя целесообразность: они запечатлевали непосредственность, живость, искренность исполнения, но в то же время заставляли принимать быстрые решения, не откладывать что-то «на потом», для бесконечных доделываний.

Итак, Маккартни решил действовать по старинке. Он собрал всех в 10.00, музыканты быстро настроили инструменты, и ровно в 10.20 Пол, заглянув в свои заметки, спросил: «Кто-нибудь знает песню «No Other Baby»? «Нет», - неуверенно ответили остальные. Тогда Пол наиграл мелодию. Эти ребята оказались действительно хорошими музыкантами - они быстро поняли, что от них требуется. Уже через пару дублей Пол обычно говорил: «О кей! Следующая песня!», или «Хорошо! Перерыв 15 минут!» И так, ровно за неделю, без репетиций и «домашних заготовок», были записаны 15 композиций. В основном это были вещи 50-х: среди них популярные «Blue Jean Bop» Д. Винсента и «All Shook Up» Э. Пресли, а также менее известные «She Said Yeah» Л. Уильямса, кантри-сонг «Movie Magg» К. Перкинса, «Brown Eyed Handsome Man» Ч. Берри, хит скиффл-группы The Vipers «No Other Baby» и др., а также три новых песни самого Маккартни - «Try Not To Cry», «What It Is» и заглавная «Run Devil Run».

Название последней, как и всего альбома, явилось Маккартни совершенно неожиданно, когда, прогуливаясь с сыном по гостеприимной Алабаме, Пол набрел на магазин вуду-товаров, где на полном серьёзе продавались всякие снадобья для изгнания злых духов из души, тела и дома. «Run Devil Run», - гласила вывеска, и Пол подумал: «Чем не название для песни?» В следующие минуты к нему пришли забавные слова, мелодия-скороговорка, заводной бас, три правильных аккорда - и вот на свет рожден скоростной рок-н-ролл, от которого ноги сами в пляс идут. Надо сказать, что собственные песни Маккартни необыкновенно органично вписались в общую концепцию альбома, став как бы его тремя кульминациями. И если «Run Devil Run» - кульминация танцевальная, то «Try Not To Cry» с ее тяжеловесными синкопами и грязным звучанием - кульминация «протеста», а «What It Is» - лирическая, несмотря на то, что по сути своей она тоже представляет собой развеселый рок-н-ролл. Ведь песня эта, обращенная к любимой, единственной и неповторимой женщине, посвящена, безусловно, Линде, чей голос все время слышался Полу на подпевках, чьим незримым присутствием была озарена работа над альбомом.

Запись велась в овеянной легендами «Студии 2» на Abbey Road - здесь писались The Beatles, Pink Floyd и еще много-много известных музыкантов. Здесь все осталось совершенно без изменений со времен 60-х. Администрация EMI специально сохранила студию в первозданном виде. Зачем изменять то, что и так совершенно? Чтобы добиться максимальной аутентичности, Маккартни достал свою знаменитую «басовую скрипку» - Hofner Violin Bass (давненько он не играл на басу и одновременно не пел!), Дэйв Гилмор взял в руки старенький, потертый, но отнюдь не потерявший своего рок-н-ролльного «я» Fender Esquire, а Мик Грин - бывалый Fender Stratocaster, что под серийным номером S71440. За звукорежиссерский пульт сел давнишний коллега Маккартни Джефф Эмерик, а вот неизменному Джорджу Мартину в продюсировании на сей раз было отказано - ну не рок-н-ролльщик он, что поделаешь. Пол попросил звукоинженера Джеффа сделать саунд всех песен как бы старомодным. Несколько композиций звучат как настоящий «голос прошлого» - например, «Blue Jean Bop», где Пол подражает своему кумиру Элвису, и взрывные «Bop, bop, bop» улетают в перспективу порхающим дилеем. В целом звучание очень скромное, квазимонофоническое, весьма ностальгическое, но в то же время современное, оно как бы вбирает в себя сам дух 50-х, перекликающийся с атмосферой конца 90-х. Ведь Маккартни не просто исполняет чужие рок-н-роллы, он пропускает их через себя, наполняет собственным видением, вспоминает свою юность, столь естественно ставшую зрелостью. Ну а вокал - судите сами, на мой взгляд, Пол сегодня на пике творческой формы, его голос по-юношески энергичен, задирист и свеж.

Предвижу, что кто-то скажет: «Ну вот, еще один диск кавер-версий. Много их сейчас выходит!» Да, действительно, можно назвать последние релизы Metallica и Брайана Фэрри, можно припомнить многочисленные сборники т.н. «стандартов», выпущенные за всю историю рок-музыки (сюда свой вклад внес, как известно, и Джон Леннон), да и вообще, какая группа не начинала свою карьеру с исполнения каверов! Но сегодня обращение к корням рок-музыки приобретает характер этнографической, собирательской работы. Вытаскивая на свет Божий полузабытые ныне рок-н-роллы, Маккартни предстает не просто как интерпретатор, но и, не побоюсь этого слова, как исследователь, как архивариус рока. Открытость, выдержанность, личностность - вот те качества, которые сочетаются в новом творении Маккартни и, без сомнения, дадут ему возможность занять достойное место в музыкальных коллекциях. Интересно оформленный диск (сопровождаемый обширным буклетом с текстами всех песен и рассказами Пола об их авторах и исполнителях) станет стильным и желанным подарком любому меломану. А наиболее продвинутых поклонников Пола, конечно же, привлечет limited edition, включающее также интервью-диск, где маэстро не только рассказывает о себе, но и поет, и играет, и передает привет всем своим фэнам.

Рейтинг: 0Голосов: 0838 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!